-->

Общественно-политическая газета
Ярославского муниципального
района Ярославской области
.

Автор: Алексей Малахов
Просмотров: 1044

Анна Смирнова из Глебовской школы стала победительницей регионального этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России». В нем участвовали девять ее коллег из детских садов, школ, колледжей и организаций дополнительного образования Ярославля, Углича, Некрасовского и Ярославского районов.
Анна Смирнова – человек, всегда стремящийся к наилучшему результату. Она обладательница двух красных дипломов – бакалавра, а также магистра психологии и конфликтологии.

Мы поговорили с Анной Михайловной о ее любимой профессии, о жизненном кредо и о творческих планах.
– Анна, расскажите, как вы стали психологом?
– В школе я мечтала получить профессию, связанную с географией. Мне нравился этот предмет. Но так сложились обстоятельства, что замыслу не суждено было воплотиться. Я поступила в Ярославский педагогический университет, на факультет социального управления. Выбранная специальность – конфликтология – очень увлекла меня. И я нисколько не жалею, что стала психологом. К сожалению, кафедру конфликтологии закрыли, вскоре после того как я окончила вуз. В Ярославле немного специалистов данного профиля, и мы бы хотели развивать эту важную дисциплину в нашем регионе.
– Насколько востребован педагог-психолог в образовательном учреждении?
– В нашей школе работают не только психолог, но и логопед, дефектолог. Эти специалисты востребованы. В связи с тем что в 2016 году вступил в силу федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, функциональные обязанности психолога расширились
Мы составляем адаптированные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Направлений деятельности у педагога-психолога в школе много. Я работаю с учениками, учителями, родителями. Психолог должен помочь в процессе адаптации первоклассникам и пятиклассникам, морально подготовить детей к экзаменам… При этом не забывать про атмосферу в каждом классе, во всей школе, семьях учеников. Задача психолога – увидеть проблему и предложить профессионально грамотное решение, помочь качественно организовать учебный процесс.
– Анна, как вам удалось победить в таком серьезном профессиональном конкурсе?
– В формуле успеха несколько составляющих. Это знания, полученные в университете, опыт, приобретенный в школе, участие в научных конференциях и семинарах. Огромную поддержку мне оказали коллеги, искренне благодарю их.
В конкурсе два заочных этапа – надо было представить характеристику профессиональной деятельности и видеовизитку. Более сложными оказались очные испытания. Квест, мастер-класс и профессиональный кейс. Самым трудным стало завершающее испытание. За семь минут требовалось провести консультацию. Подготовиться к ней невозможно. Сколько книг ни читай, сколько учебников ни штудируй, практические навыки приходят только с опытом. На консультацию пришла мама ребенка, который не хочет ходить в школу. За короткое время надо было установить контакт, узнать как можно больше информации, чтобы понять, почему это произошло, проявить сочувствие, искреннюю заинтересованность. Мама ушла с надеждой на то, что ситуация разрешится наилучшим образом. Я пригласила ее на следующую консультацию вместе с ребенком.
– А в реальной жизни с какими вопросами чаще всего обращаются к педагогу-психологу?
– Родителей волнуют в основном изменения в поведении детей. Вопросы, касающиеся учебы, задают учителя.
– Анна, каково ваше профессиональное кредо?
– Если взялся за дело, надо постараться выполнить его хорошо. Для меня главное – не отчеты, не конференции, не конкурсы, а конкретный результат. Ведь самая главная цель – чтобы дети, которые учатся в школе, стали разносторонними личностями без психологических отклонений и были счастливы.
– Одно из ваших любимых направлений работы в школе – медиация. Почему вы уделяете внимание именно ей?
– Считаю, что медиация – один из оптимальных способов разрешения конфликтных ситуаций. Он помогает сторонам в конструктивном диалоге понять суть проблемы, прояснить интересы и выявить потребности и свои, и оппонента. Существует мнение, что психолог не может быть медиатором. Но я с этим не согласна, для разрешения конфликтов необходимы профессиональные знания.
– Работа психолога сложна, как вы отдыхаете, чему посвящаете свободное время?
– Я увлекаюсь бегом. Этот вид спорта не сравнится ни с каким другим, именно он предполагает медитацию. В течение пяти лет я участвую в популярных массовых забегах в городах нашей области. Пока самая длинная дистанция, которую мне удалось преодолеть на тренировке, – 27 километров, мечтаю пробежать марафон. Бег не только полезен для здоровья, он дарит хорошее настроение, позволяет жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Супруг поддерживает мое увлечение. У нас спортивная семья, мы приверженцы здорового образа жизни. Радует, что многие ученики нашей школы тоже занимаются бегом и даже участвовали в качестве волонтеров в массовых забегах.
– Каковы ваши творческие планы?
– У меня есть мечта создать в Ярославском районе центр медиации, который бы объединил педагогов-психологов. Поскольку медиатор должен быть человеком нейтральным, предпочтительнее, чтобы в разрешении конфликтной ситуации участвовал человек, работающий не в коллективе, в котором возникла проблема, а в другой организации. Центр может стать своеобразной психологической скорой помощью. Здесь профессионалы смогут обменяться опытом, проводить конференции, семинары.
– Анна, впереди у вас серьезное испытание – всероссийский конкурс. Будем болеть за вас! Желаем победы!
– Спасибо! Конкурс я воспринимаю как одну из возможностей для профессионального роста, личностного развития. Побывать на семинарах известных психологов, таких как Наталья и Михаил Семаго, на мастер-классах коллег со всей России – это же замечательно! Главное – вернуться с конкурса с новыми знаниями, которые будут полезны для дальнейшей работы в школе.

Лариса Фабричникова