В Международный день образования 24 января губернатор Михаил Евраев вручил нагрудные знаки «Молодость и Профессионализм» лучшим наставникам Ярославской области. Ведомственных наград Министерства просвещения России удостоены 22 молодых педагога. В числе награжденных – учитель начальной школы поселка Заволжье Мария Быстрова.
Мы встретились с Марией Александровной и поговорили о ее пути в профессию и жизненном кредо.
Она коренная жительница, родилась в поселке Заволжье в дружной семье. Мама работает продавцом, отец – водителем. С детства Мария мечтала стать учителем. Среди родственников есть педагоги. Двоюродная бабушка Лидия Александровна Соболева работала в учебных заведениях Львова и Краснодара. Тетя Наталья Владимировна Лосева – учитель ярославской школы №83, много лет была директором школы в Лесной Поляне.
Перед глазами был и яркий пример первого учителя – Ирины Федоровны Печаткиной. Сейчас она работает в Григорьевской средней школе.
– В детстве я хотела подражать первой учительнице, выглядеть и говорить как она. Дома, придя из школы, я из ученицы перевоплощалась в педагога, взрослого человека, который может все и знает ответ на любой вопрос. А чтобы это выглядело правдоподобно, надевала мамины вещи. Мне казалось, что в этом образе я становлюсь умнее, серьезнее. На шкаф прикрепляла лист бумаги – это была доска. Усаживала кукол на стульчики и учила их читать, писать, считать. Игра в школу была захватывающе интересной. Желание стать педагогом укреплялось с каждым годом. После окончания 11 класса не возникало вопроса – куда пойти учиться, поступила в педагогический университет имени К.Д. Ушинского, – рассказывает Мария Александровна.
Первый опыт проведения урока состоялся на третьем курсе, когда она проходила практику в Леснополянской начальной школе. Тогда Марии Быстровой встретился опытный педагог - наставник Лариса Николаевна Суслова. У студентки была возможность преподавать самостоятельно, проявляя творческий подход.
В 2010 году Мария Александровна окончила университет и пришла работать в родную начальную школу в поселке Заволжье.
С большой любовью, теплотой учитель рассказывает о ней:
– В классах не более 18 человек. Это дает возможность индивидуального подхода к каждому ученику. В моем классе, когда я начинала работать, было всего семь человек. Царила домашняя, очень теплая атмосфера.
После трех лет успешной работы Марии Александровне предложили участвовать в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года - 2014». Дебют оказался блестящим. Мария Быстрова заняла первое место! И представляла Ярославский муниципальный район на областном конкурсе «Учитель года».
– Это событие сыграло большую роль в моей педагогической деятельности. Во многом благодаря победе на районном конкурсе я получила первую квалификационную категорию, а через несколько лет и высшую, а в этом году награждена знаком «Молодость и Профессионализм», – говорит учитель.
Мария Александровна постоянно совершенствуется, участвует в районных, областных семинарах, ей интересно посещать занятия других педагогов.
– Наша школа стала стажерской площадкой для образовательных учреждений Ярославского района по теме «Современная система контроля и оценки образовательных достижений младших школьников». Мы внесли дополнения в существующую диагностику, и теперь составляются индивидуальные профили каждого ученика с результатами освоения предметов.
Молодой педагог убеждена, что учителя должны не только дать знания детям, но и сформировать всесторонне развитую личность, обладающую положительными качествами и умением любить свою Родину.
Мария Александровна является одним из разработчиков программы « Одаренные дети».
– Мы создаем план, благодаря которому развиваем кругозор учеников. Наши одаренные дети принимают участие не только в муниципальных конкурсах, но и в региональных, всероссийских, и занимают призовые места. К сожалению, одаренных детей с каждым годом становится меньше. Это объясняется тем, что в век современных технологий легче найти необходимую информацию в Интернете, не углубляясь в чтение специальной литературы, справочников и энциклопедий.
У Марии Быстровой большой круг обязанностей, она является не только педагогом, но и заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе, руководителем методического объединения учителей начальных классов, службы медиации.
Мария Александровна преподает семь дисциплин! Сейчас в четвертом классе два дополнительных предмета: русский родной язык и литературное чтение на родном языке, а также основы религиозной культуры и светской этики.
– Особенно я люблю математику и русский язык. Наверное, потому, что более всего ценю порядок во всем и гармонию, – говорит учитель.
Некоторые родители слишком увлечены работой и мало времени уделяют своим детям. По мнению педагога, ученики, которым помогают мамы и папы, более серьезно относятся к учебе, осознают ее важность, они более аккуратны и последовательны во всем. Но самое главное, чтобы родители не столько помогали, сколько контролировали, как учатся их дети.
На вопрос чем нравится работа, педагог отвечает:
– Мне по душе общение с учениками, приятно видеть их умные, заинтересованные глаза. Мною движет горячее желание учить детей, делиться с ними своими знаниями. Коллега Валентина Алексеевна Смирнова говорит: «Видимо мы родились с призванием учителя».
Я побывала на уроке русского языка в четвертом классе, который провела Мария Александровна. Это было захватывающе! Педагогу удалось увлечь темой каждого ученика, урок проходил живо, интересно. Дети охотно отвечали на вопросы. Благодаря тому, что класс небольшой у каждого ребенка есть возможность ответить на вопросы учителя, или задать свои, закрепить полученные знания.
Мария Александровне удалось создать в классе творческую, доброжелательную, атмосферу. Если ученик ответил правильно, она обязательно говорит что-то ободряющее, хорошее. И конечно же это приятно ребенку, хочется учиться еще лучше. На уроке использовались и элементы игры, и совместная работа над заданием в группах.
А в конце урока я попросила ребят, чтобы они сказали несколько слов о своем учителе. Ребята с радостью говорили о Марии Александровне. Столько хороших слов прозвучало! Учитель редко ставит двойки, дает возможность исправить плохую оценку, хорошо и понятно объясняет, может заинтересовать предметом, разрешает садиться за любую парту, находит общий язык с классом.
Дети сказали, что они очень рады успеху своего учителя, тому что он стал известным всей области. А еще, по мнению ребят, Мария Александровна – красивая и добрая.
Прекрасно сложилась и личная жизнь Марии Александровны. Ее семья – надежный тыл. Любящий и внимательный муж Юрий помогает, поддерживает супругу в ее начинаниях
– Благодаря супругу мы живем в большом красивом доме, где многое сделано его руками. Он защитник, помощник, за ним как за каменной стеной. Старший сын Сергей учится в математическом классе гимназии №3. Он ответственный, серьезный, старается хорошо учиться. Начальную школу окончил на одни пятерки. Дочке Каролине четыре года. Она творческая яркая личность, любит танцы, песни. Моих детей отличает то, что в школе и детском саду они выполняют все требования, которые предъявляют педагоги. А дома, и на творческих мероприятиях раскрепощаются. Умеют себя вести в разных ситуациях.
В завершение нашей беседы я спросила Марию Александровну, о чем она мечтает?
Ответ оказался неожиданным.
– Многие мои мечты уже воплотились в жизнь. Я получила высшую квалификационную категорию, стала экспертом аттестационной комиссии. Выезжаю на открытые уроки в школах района и областного центра, и принимаю участие в присвоении квалификационной категории педагогам. Всегда стремлюсь узнать что-то новое, перенять интересный, полезный опыт. Мне нравится быть учителем, заместителем директора школы по учебно-воспитательной работе. Коллектив у нас небольшой, в штате 19 человек. Они понимают меня. В школе царит творческая атмосфера, у каждого педагога есть возможность проявить свои способности. Я всегда иду на работу с приподнятым настроением, желанием трудиться. Это составная часть моей жизни.
Ученики Марии Александровны пожелали ей достичь новых успехов в профессии и в жизни, стать знаменитой. Хочется присоединиться к этим искренним словам.