Наш собеседник – известный архитектор-реставратор, кандидат искусствоведения, председатель Ярославского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Вячеслав САФРОНОВ. Он принимал участие в восстановлении и является автором проектов реставрации зданий и храмов Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, Крестовоздвиженского собора в Тутаеве, Авраамиева и Рождественского монастырей в Ростове, Спасского собора в Кукобое, Смоленской церкви в селе Середа, Ярославского Кирилло-Афанасиевского(ныне Спасо-Афанасиевского) монастыря, церкви царевича Димитрия в Угличе, а также столичных и подмосковных объектов культурного наследия…
Сотни памятников архитектуры местного, регионального и даже федерального значения в регионах России находятся в аварийном состоянии из-за отсутствия бюджетных средств на реставрацию и единой программы обращения с ними. Государство признает их статус, но отпускает мизерные деньги на их сохранение. Что делать, как их сберечь, восстановить? Об этом мы говорили с Вячеславом Сафроновым.
- Опрошенные ТАСС эксперты в области сохранения исторической среды считают, что спасти положение может создание федеральной структуры, которая будет курировать состояние памятников и финансировать проведение восстановительных работ. Стоило бы отработать механизм, который позволил бы собственникам исторических зданий получать компенсацию из бюджетов на реставрацию объектов культурного наследия.
Вячеслав Иосифович, вы согласны с этой точкой зрения?
- Да, это очень своевременное предложение, при условии работы в этой структуре высококвалифицированных специалистов и отсутствии коррупции. Реставрация памятников истории и культуры сегодня, к сожалению, во многом подчиняется строительным нормативам, что кардинально меняет ее цели и задачи и, как правило, многократно удорожает и удлиняет разработку проектной документации. И как результат — наносится непоправимый урон культурному наследию. В то же время, ряд работ может производиться под руководством опытного архитектора-реставратора и инженера-реставратора первой и высшей категории при минимальном количестве чертежей. Но официально это сейчас невозможно.Необходимо разработать государственную Программу реставрации памятников России, жестко контролировать выделение средств в соответствии с ней и качество работ и, наконец, –вернуть реставраторам место в обществе, достойное их уникальных компетенций.
Конечно, для решения этих задач необходимо создание отдельной федеральной структуры на уровне министерства, которому необходимо переподчинить все местные органы охраны памятников.
- В Ярославском районе 152 вновь выявленных объекта культурного наследия, более половины из них не имеют собственников. Каков выход из ситуации?
- Очень важно, чтобы у памятника был собственник. Когда есть хозяин, что-то меняется, движется в сторону улучшения. И есть с кого спросить.
Можно попытаться отнести объект культурного наследия к региональной собственности или федеральной, в зависимости от его значимости. Собрать сведения и подать в соответствующий департамент просьбу принять памятник на свой баланс. Но, как правило, никому не хочется иметь дело с руинами, даже если они очень ценные.
- Сейчас в России, в том числе и в Ярославском районе, развивается волонтерское движение по восстановлению храмов. Добровольцы выполняют первоначальные противоаварийные работы, чтобы спасти святыни от разрушения. А что дальше, как перейти к процессу восстановления памятников?
- Необходимо сделать историко-культурную экспертизу: выявить предмет охраны, определить границу территории памятника и ввести объект в госреестр. А следующий этап – это проект противоаварийных работ.
- В Москве при центральном совете ВООПИиК и в нескольких других регионах есть школы волонтеров, где читают лекции специалисты – архитекторы, реставраторы. А у нас в Ярославле можно создать нечто подобное?
- Неплохо бы собрать волонтеров в нашем областном отделении ВООПИиК, планируем организовать цикл лекций. Радует, что добровольческое движение развивается, это значит, что людям небезразлична судьба памятников Отечества. Только в Ярославском районе сейчас около20 храмов в той или иной степени восстановления.
- Вячеслав Иосифович, в конце 80-х годов прошлого века вы активно участвовали в волонтерском движении. Помню, как мы вместе трудились в храме Николы Мокрого в Ярославле; в доме, где жил Некрасов на Богоявленской площади, в Карабихе. Удалось даже поработать и в других городах. К примеру, в Новодевичьем монастыре, в Петропавловской крепости. Прикосновение к памятникам прекрасно!
- А мне вспоминается яркий эпизод– как мы снимали штукатурку в Семинарском корпусе Спасо-Преображенского монастыря для того, чтобы до облицовки стен помещений известняком на цементном растворе, по указанию обкома КПСС, успеть изучить кладку XVII века и следы древней планировки. Нашли две замечательные печуры, в одной из них был даже фрагмент живописи с травным орнаментом. Потом удалось определиться с планировочной структурой. Все же было срублено, неоднократно приспосабливалось под современные нужды, и ремонт был предпринят для создания новой экспозиции советского периода.
- Старинные храмы, памятники в окрестностях Ярославля словно ожерелье, и каждая жемчужинка в нем ценна и неповторима. В Дегтево есть удивительная усадьба Филимоновых -Калачевых, основанная в XVIII веке. Сохранился главный ее дом, построенный в конце XIX века, – находящийся сейчас в плачевном состоянии, старинный парк, Корсунский храм взывающие о помощи. Благотворительный фонд «Белый Ирис» взял под свою опеку церковь, и в этом году намеревается проводить противоаварийные работы. А как же другие объекты этой ценной усадьбы – дом, парк? Пока они остаются без внимания.
- Усадьба – единый комплекс, в нем важен каждый элемент. Это историческое место будет жить, если будет жить усадьба. Мы видим ценнейший культурный феномен. Вспомним про владельцев усадьбы. Один из них –Николай Филимонов был знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным, переписывался с Николаем Алексеевичем Некрасовым, являлся автором нескольких водевилей, которые ставили в столичных театрах. Необходимо восстанавливать весь комплекс этой усадьбы. А дом сначала может служить, к примеру, базой для проведения реставрационных работ. Впоследствии в нем можно было бы устроить гостиницу с музейным компонентом.
- Если на храмы сейчас обращают внимание, пытаются восстановить верующие люди, волонтеры, то памятники гражданской архитектуры по большей части остаются в забвении. Вот лишь несколько примеров – главный дом усадьбы в Дегтево, руины усадьбы Полозовых в Спас-Виталии. В своей статье в журнале «Углече Поле» вы назвали русские усадьбы «культурным каркасом России». Как привлечь внимание к их бедственному состоянию?
- Немаловажна роль просвещения, пропаганда историко-культурного наследия. Зачастую люди очень мало знают о памятниках, которые находятся не за тридевять земель, а совсем рядом.
Что касается усадьбы в Спас-Виталии, есть эскизный проект восстановления главного дома, выполненный выпускницей градостроительного колледжа. И теперь показывать не только руины, но и то, как можно восстановить памятник.
Существуют примеры, когда состоятельные люди, обладающие солидными капиталами, берутся за восстановление старинных усадеб, открывают в них музеи, культурные центры. Есть такое понятие исторический инжиниринг. Этим занимается Национальный фонд «Русская усадьба», который возглавляет Виссарион Игоревич Алявдин. Кроме того, создана ассоциация владельцев исторических усадеб. В нее входит Сергей Александрович Леонтьев, восстановивший родовое дворянское гнездо «Воронино» в Ростовском районе.
К сожалению, в нашей области немного примеров возрождения исторических усадеб. Но среди тех, что пока в руинах, есть достойные внимания исследователей, любителей старины, меценатов.
Недалеко от Курбы – усадьба Щербатовых, в которой сейчас восстанавливается Знаменский храм силами прихожан – бережно, с любовью к святыне. К сожалению, никак не найдет своих новых владельцев уникальная по своей значимости усадьба с церковью дворян Тишининых в Тихвино-Никольском под Рыбинском. Список этот можно продолжать долго…
- Очень волнует судьба памятников Курбы. Пока речь идет только о возрождении Казанского храма. Но как спасти другие памятники, само удивительное село? Может ли помочь для достижения этой цели придание ему статуса исторического?
- Безусловно. Этот статус кроме охранных моментов дает шансы и на финансирование из федерального бюджета.
Для получения статуса необходимо предоставить материалы историко-архитектурных, градостроительных, архивных и археологических исследований территории ,перечень ценных градоформирующих объектов и другие документы. Требуется масштабная работа проектировщиков, на нее необходимы средства.
- В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Николая Алексеевича Некрасова. Какие, на ваш взгляд, существуют перспективы развития историко-архитектурного комплекса музея-усадьба «Карабиха»?
- Специалисты НПО «Стройреставрация» подготовили проект перспективного развития музея-усадьбы «Карабиха», проанализировали возможности восстановления оранжереи и целого ряда руинированных объектов на территории, прудов, Казанской церкви и некоторых утраченных построек.
Если проект воплотится в жизнь, это место может стать еще более значимым и превратится в мощный культурный и туристический центр.
К сожалению, при отсутствии средств этим планам не суждено воплотиться в жизнь.
Кроме того, мы разработали проект реставрации музыкантской в Грешнево, –единственного сохранившегося флигеля родового имения Некрасовых. Хотели предложить включить в состав проекта воссоздание находившейся рядом ветряной мельницы для расширения возможностей музея, но увы!...Средств на восстановление музыкантской тоже не нашлось.
- В старинных городах и селах сохранились образцы деревянного зодчества. Как сберечь эту исчезающую красоту?
- В декабре прошлого года мы создали в областном отделении ВОПИиК секцию деревянного зодчества. Возглавил ее краевед Дмитрий Колчин, он является и председателем районного отделения общества.
Призываем всех неравнодушных жителей области присоединиться к работе этой секции. Необходимо сделать фотофиксацию объектов деревянного зодчества, собрать сведения о владельцах, датировках. Уходят, к сожалению, в прошлое многообразие наличников, резные украшения фасадов, композиционные особенности. Сохранившаяся историко-архитектурная среда требует изучения, выявления новых объектов культурного наследия. Что-то из элементов деревянного зодчества остается привлекательным для людей. Ведь не все хотят жить в доме с фасадом, на котором нет ни одной архитектурной детали, а лишь огромные окна с пластиковыми переплетами. Некоторые стремятся повторить резьбу, но надо делать это осмысленно, со знанием композиционных приемов оформления, значения символов, которые изображали мастера.
Недавно нам удалось ввести в госреестр памятник деревянного зодчества – дом в Новоселках. Архитектор Олег Береснев вместе со студентами сделал эскизный проект реставрации этого здания и на ближайшем заседании секции мы будем его рассматривать.
- Вячеслав Иосифович, а с чего началась ваша горячая любовь к памятникам Отечества, к их сохранению и восстановлению?
- Это случилось в юности. Однажды я прочитал книгу Эллы Дмитриевны Добровольской «Ярославль» и просто влюбился и в город и в автора, которая необыкновенно проникновенно и профессионально рассказала о его памятниках. Все началось с этой книги.
Позже мы познакомились с Эллой Дмитриевной, подружились. Это совершенно удивительный человек. Она щедро одаривала своими знаниями, открытиями, сделанными в годы реставрации памятников нашего города. Элла Дмитриевна была очень рада,когда я защитил диссертацию « Архитектурно-художественный образ Ярославля XVI- XVII веков». Затем удалось собрать силы в ВООПИиКе и издать сборник научных статей реставраторов 50-х годов, посвященных Ярославлю. Считал это своим долгом перед старшими поколениями.
Работа архитектора - реставратора сподвигла меня и на деятельность по охране памятников. Радует, что молодые люди вливаются в ряды защитников историко-культурного наследия.
- Ярославль окружает ценнейшее ожерелье храмов, памятников, которые располагаются в его окрестностях. Хотелось бы, чтобы больше было экскурсий связывающих губернский город и предместья.
- Есть прекрасные маршруты, экскурсии, их проводят талантливый московский искусствовед Андрей Чекмарев и члены нашего общества – замечательные ярославские краеведы Ирина Ивановна Зенкина и Ирина Николаевна Спирина. Они показывают столичным жителям и Дегтево, и Курбу, и Михайловское, и другие села.
К сожалению, таких экскурсий мало, они необходимы и для ярославцев, которые хотели бы больше узнать об окрестностях родного города.
- Вячеслав Иосифович, благодарю за интересную, содержательную беседу!
Дом Лебедевых конца XIX в. в Дегтево
Фреска в Крестовоздвиженском храме
Фрески в Знаменском храме
Главный дом усадьбы Калачевых-Филимоновых в Дегтево
Колокольня Крестовоздвиженского храма
Фото автора, Александра Здановича и Дмитрия Колчина