Ремонт и содержание дорог – одна из главных забот органов местного самоуправления. О том, что сделано и что предстоит выполнить, рассказал на финише года первый заместитель главы администрации ЯМР Николай СТЕПАНОВ.
– Николай Дмитриевич, в каком состоянии сегодня дорожное хозяйство?
– По территории Ярославского района проходит 383,7 км автомобильных дорог общего пользования местного значения, находящихся в муниципальной собственности ЯМР.
Наш район вошел в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Если раньше на ремонт дорожного полотна мы тратили около 12 млн рублей в год, то благодаря БКД два года подряд получили еще по 30 млн, в этом году – 40, а в следующем сумма на эти цели возрастет до 50 млн рублей.
Правительство России дополнительно выделило Ярославской области 278 млн 440 тысяч рублей. Из них 240 млн пойдет на оплату уже выполненных работ по ремонту дороги п. Карачиха – с. Ширинье. Она готовится к сдаче в эксплуатацию.
Глава района Николай Владимирович Золотников постоянно требует внимания к содержанию и ремонту дорожного хозяйства. В том числе от глав сельских поселений, которые отвечают за дороги внутри населенных пунктов.
– Что сделано на выделенные деньги?
– В этом году обновлен участок автодороги п. Дубки – ТЭЦ-3 протяженностью 1,8 км. Завершен ремонт 1,39 км отрезка трассы от п. Ярославка до улицы Главной в Ярославле. На этом объекте прежний подрядчик – ООО ГК «Маист» в течение положенных полутора месяцев на справился с объемом и сроками. Мы обратились в антимонопольную службу, чтобы привлечь подрядчика к ответственности. Согласно законодательству 10 августа контракт с ним расторгнут. После проведения нового аукциона государственное казенное учреждение «Ярдормост» в сентябре-октябре качественно выполнило все работы. По этой причине очень важно торговаться заранее, чтобы в апреле-мае в зависимости от погоды приступать к работам. При таком подходе в случае форсмажора будет время организовать повторные торги.
Ранее прошли ремонты дорог на д. Ватолино и в д. Мостец. Что касается последней, тротуар там не обеспечивал безопасность движения. Сейчас появилась расширенная пешеходная зона, автобусные остановки, освещение, установлены ограждения и «лежачие полицейские».
За счет субсидии на финансирование дорожного хозяйства выполнены ремонты дорог д. Кузнечиха – д. Бутрево; Ярославль – Заячий Холм – а/д «Иваново – Писцово – ГавриловЯм – Ярославль» – д. Алексеевское; д. Бовыкино – д. Поповка – д. Курилово; д. Почаево – д. Коптево (участок от д. Борисово до д. Наумово) и до д. Спицино от магистрали М8.
В районе деревни Раздолье расположен производственный кластер. Он дает сотни рабочих мест и значительные суммы налогов в местный и областной бюджеты. Только ООО «Коксохиммонтаж-Волга» обеспечивает работой более чем 400 человек. Многотонные металлоконструкции доставляют оттуда к Северной магистрали. Еще недавно это было непросто из-за плохого состояния дорожного полотна. Теперь ситуация принципиально иная. За счет предприятий подготовлена проектно-сметная документация, по решению губернатора выделена субсидия. В прошлом году Ярославский район отремонтировал свой участок на 40 млн рублей. В этом году свою часть привел в порядок областной центр. Предприятия и их субподрядчики вздохнули с облегчением.
За счет местного бюджета завершены ремонты участков автодорог д. Иванцево – д. Калачиха – д. Пуплышево (исправление профиля с подсыпкой щебня, устранение размыва откосов) и д. Кормилицино – с. Курба – д. Семеновское (исправление профиля с подсыпкой щебня). На автодороге с. Сарафоново – Сады установлены остановочные комплексы. Дорожные знаки и сигнальные столбики появились на дороге г. Ярославль «Волгострой» – д. Ракино – д. Курдумово. Проведен ремонт по направлению к детскому оздоровительному центру «Иволга». Укреплена водопропускная труба в д. Марьино.
– Каковы перспективы ремонта дорожного хозяйства на новый сезон?
– Планы дорожной деятельности обновляем ежегодно в зависимости от средств. В рамках программы «Развитие дорожного хозяйства в Ярославском муниципальном районе на 2020–2022 годы» запланированы мероприятия на сумму более 80,66 млн рублей.
Обозначены такие приоритеты, как важная, учитывая плотность индивидуальной застройки, дорога по направлению ЯОКБ – д. Красный Бор – д. Алешково. Она позволит быстрее добираться от областной больницы до торговых центров «Глобус» и «Леруа Мерлен», а также будущей поликлиники. Будем ее ремонтировать. Проектно-сметная документация для выполнения работ на сумму 55 млн рублей уже в госэкспертизе. До конца декабря завершится проверка, и объявим торги. За счет субсидии на дорожное хозяйство планируем ремонт автодороги до д. Ильино и от д. Юркино до дороги п. Карачиха – с. Ширинье. Есть решение суда о приведении в порядок дороги до д. Бовыкино по угличскому направлению. В следующем году рассчитываем отремонтировать и эти три километра.
Семь километров проблемного участка дороги Ляпино – Прусово в следующем году будут приведены в порядок по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». Контракт на ремонт участка от Гаврилова до Прусова заключен с подрядной организацией ООО «УМПРЭО». Стоимость предстоящих работ – 162,2 млн рублей.
На личном приеме граждан к главе Ярославского района обратились жители деревень Карабихского поселения по вопросу благоустройства дороги п. Красные Ткачи – с. Введенье – д. Лупычево. Николай Золотников с главой Карабихского сельского поселения Дмитрием Шибаевым обсудили с ними проблему. Данный участок нуждается в ремонте и установке фонарей. Кроме того, жители просят организовать пешеходную зону. Готовим обращение в департамент дорожного хозяйства о содействии в благоустройстве этого участка. Ранее одна часть дороги находилась в собственности Ярославской области, а другая – на балансе администрации района. По инициативе района и второй участок передан в областную собственность в начале декабря.
– Что изменит региональная программа ремонта подъездов к социальным объектам, рассчитанная на 2022–2023 годы?
– Учитывая обращения населения, депутатов, глав поселений и районов, депутаты областной Думы предложили программу ремонта подъездов к ФАПам, домам культуры, детским образовательным учреждениям. Средства на эти цели получат непосредственно поселения. Для нашего района это порядка 31 млн рублей ежегодно. На каждой территории отремонтируем от двух до шести объектов. Главы поселений уже сверстали планы.
Перечислю лишь наиболее значимые объекты. В д. Мокеевское приведем в порядок подъезды к амбулатории, школе и детсаду. В д. Ноготино – к детской поликлинике. В Заволжском поселении – к ФАПам в п. Красный Бор и в п. Заволжье. Планируем отремонтировать дорогу к школе в Курбе – оборудовать тротуар, «лежачие полицейские» и пешеходный переход.
– Каковы новые технологии в дорожном строительстве?
– Ремонт дорог идет как на больших участках, так и картами: замена земляного полотна, дорожной «одежды», асфальтобетонного покрытия, укрепление обочин, обустройство тротуаров, бордюров, установка водопропускных труб, дорожных знаков, грейдирование и подсыпка щебнем, очистка кюветов, вырубка деревьев и кустарников.
Областной департамент дорожного хозяйства предлагает свежие технические решения. Еще недавно активно использовался асфальт ЩМА – щебеночно-мастичный. Сейчас появились новые асфальтовые смеси с гранитными добавками, которые выдерживают гораздо больше так называемых циклов перехода температуры воздуха через ноль. Проще говоря, разрушительных перепадов температуры, когда вода, попавшая в трещинки, замерзая, постепенно разрывает дорожное полотно. Дороги, выполненные из такого материала, прослужат дольше.
Ремонтируемые дороги имеют теперь так называемый «пирог» из песка и щебенки толщиной не в 10, а в 35–40 см, чтобы выдерживать тяжелую сельскую технику. При ямочном ремонте на наших дорогах в этом году применен струйно-инъекционный метод, который удобен для устранения неглубоких выбоин и трещин при выравнивании поверхности дорожного полотна.
Главные критерии качества дорожного строительства – надежность, долговечность и безопасность движения. Поэтому специалисты технадзора нашего заказчика – МКУ «Многофункциональный центр развития ЯМР» постоянно на объектах. Они ведут техническую документацию, визуальную приемку и лабораторные испытания с вырубкой асфальта, анализируя его уплотнение и водонасыщение. Гарантийные сроки составляют от 4 до 6 лет. Подрядчики, согласно договорам, получают штрафы и устраняют недостатки.
Жители могут обращаться по этим вопросам разными способами – на сайт Ярославского района, в МКУ «МФЦР», через портал «Госуслуги».
– Как в районе организовано содержание дорог в зимний и летний периоды?
– С января прошлого года эти полномочия решениями Муниципального совета ЯМР передаются поселениям, чтобы оптимизировать количество снегоуборочной техники и затраты на эту работу, которую удобней выполнять именно на местах.
Контракты заключены, до 48 единиц техники может выйти на расчистку в целом по району. Основные магистрали, особенно те, где курсируют общественный транспорт и школьные автобусы, обрабатываются спецрастворами, пескосоляными смесями; расчищаются, кроме того, проселочные дороги. На лето запланированы работы по летнему содержанию автодорог вне границ населенных пунктов почти на 14 млн рублей.
Контроль за большегрузными автомобилями идет при взаимодействии с «Росдормониторингом», через информационную систему «Выдача специальных разрешений на автомобильную перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов».
Важно максимально сохранять и расширять сеть автодорог как артерий экономики и жизни района.
На снимке вверху: Глава Ярославского муниципального района Н.В. Золотников обсуждает дорожный вопрос с жителями Карабихского сельского поселения.